Так исторически сложилось что толпа желающих поехать из Твери к моменту отправки трансформировалось всего в двух не только желающих, но и имеющих такую возможность - а именно меня и моего одноклассника Дениса.
Поехать было решено на машине, поэтому ей была проведена предпоездочная подготовка, а именно заменен топливный фильтр, прочищена правая форсунка омывателя и привязан правый задний брызговик. На сём автомобиль был признан годным к эксплуатации. Правда, как выяснилось, привзать правый передний брызговик тоже не помешало бы - по ходу движения происходило намерзание всякой фигни, которая мешала закрывать пассажирскую дверь.
Выезжая я надеялся на лучшее состояние дорог - в прошлом году когда меня из Пинеги забирал на машине Руслан, льда на дорогах было мало. В этот год со льдом все было хуже - к северу от Череповца (а это 950 км из 1350) асфальт встречался исключительно в виде редких проплешин среди льда. На удивление толстым и неровным слоем льда была также покрыта дорога в Сандово, хотя сразу за ним было 5 км чистого и ровного асфальта до границы с Вологодской областью - этот асфальт положили в прошлом году в замен бывшего там грейдера. В Вологодской области началась бетонка, которая почему-то была покрыта льдом с достаточно глубокими и опасными колеями, идущая до Устюжны. Кусок асфальта от Устюжны до трассы А114 (Вологда-Новая Ладога) выглядел лучше чем в прошлом году - тогда там в основном ездили по обочине, сейчас - по асфальту, хотя хорошим его тоже не назовешь. Ну а за А114 был лёд, лёд и еще раз лёд, как на асфальте так и на грейдерах. Грейдера в принципе от этого стали ровнее, но ехать быстрее по ним всё равно не получалось - большую часть дороги ехали на скорости 60-70 км/ч. Ну и чтобы закончить тему состояния дорог надо отметить, что победу в конкурсе на самый плохой кусок дороги традиционно удерживает Бежецк - там как всегда всё раздолбано до совершенно нечеловеческого состояния.
Ночевать мы решили в палатке, на дороге между Вологодской и Архангельской области, которая теоретически представляет собой начало трассы А101 (Архангельск - Плесецк - Каргополь). Начинается она с поворота под мост с многообещающим указателем "Архангельск 650" за которым следует 40 км лесной дороги с ямами, бетонными плитами, ручьями поперек и легким расколбасом под конец. Летом она находится на грани возможностей проезда для легковых автомобилей и прошлый год мы её на ауди объехали через Пудож и Вытегру. В этом году выяснилось что зимой она даже получше - ручьи и бетонные плиты полностью маскируются снегом и остаются только неровности глобального масштаба, ехать можно почти на чём угодно.
Ближе к Архангельской области на этой дороге имелся перекрёсток, на котором мы и решили заночевать - как показал опыт удачно, ибо прочищен он был в три стороны из четырёх, и мы как раз разместились с машиной и палаткой в образовавшемся в начале четвёртой дороги кармане.
Перед тем как лечь спать я заглянул под машину, и обнаружил что болты крепления подрамника под раздаткой ослаблены, а дальнейший осмотр показал, что один из них просто провалился в прогнивший пол. В результате в качестве прокладки под этот болт был подложен клюв от хайджека а остальные просто подтянуты - больше нас эта деталь не беспокоила.
Палатку у кого-то взял Денис, это оказалась прикольная одноместная палатка, в которую мы положили два слоя пенки, залезли в спальники и замечательно выспались совершенно не замёрзнув.
С утра позавтракали и отправились дальше. Недоезжая метров 300 до начала цивилизации со стороны Архангельской области мы обнаружили на дороге фуру систмы Вольво. Фура заползла на эту дорогу и нашла свою погибель в первой же встреченной ей точке локального минимума потенциальной энергии, где и пребывала уже часов 5-6 по словам незадачливого водилы. К нашему прибытию водила был уже совершенно деморализован, ругал коллег, посоветовавших ему по рации туда поехать, бессмысленно совершал (подкладывая под одно колесо цепь) переодические колебания туда-обратно с амплитудой около 5 метров и заявлял что мы тут точно не проедем.
Однако перспектива ехать эти 40 км обратно а потом объезд ещё несколько сотен км нас совершенно не радовала, и мы решили копать вокруг фуры объезд. К счастью отвал по боку дороги оказался мягким и работа продвигалась быстро. К тому же со стороны Архангельска подъехал уаз-патриот, водитель которого присоединился к нам. В результате дорога была расширена и нива, а затем и уаз проползли мимо застрявшей фуры. Пришлось правда подкладывать под одно колесо сенд-траки, так как видимо мы расширили дорогу за её исходные размеры и дна под снегом с внешней стороны уже не находилось. Все участвовавшие в процессе (кроме водителя фуры) остались весьма довольны собой, мужик сфотографировался с нами и сенд-траками и мы разъехались в свои стороны.
По дороге нам пришлось еще выдернуть где-то между Емцой и Самодедом вылетевшие с трассы жигули 15-ой модели (водитель увлёкся написанием СМС), а уже на берегу Северной Двины - газель, которая прилипла порогом к совершенно жесткому в этом месте отвалу, пытаясь объехать непонятно откуда взявшуюся в этом месте глубокую яму с водой.
Переправа через Двину была в совершенно замечательном состоянии (пропускная способность 12т когда мы ехали туда и 8 т - через неделю обратно). После переправы традиционно посетили кафе в Белогорском, и с удивлением обнаружили, что там расширили зал и сделали ремонт. Правда порция гречки подорожала до 8 рублей с копейками.

К Кулогорам подъехали уже в первом часу ночи. Расчитстку дороги до дома по деревне в этом году никто не организовал, поэтому оставили машину в начале и деревни и потащились с вещами до дома. Сначала пытались идти рядом друг с другом, но при этом полдучалось что над тропинкой живёт сумка, а мы сами идём по колено в снегу. Это нам быстро надоело и дальше мы шли один за другим по тропинке. Дома нас ждал сонный Николай Франц и Лена Вяххи, которые незамедлительно удалились спать после нашего прихода. Мы тоже не стали задерживаться и легли в указанные нам места.
Продолжение следует.
WBR,
Sergey.