Vital |
Отправлено: 12 Ноября, 2007 - 11:30:34
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
До чего прикольно этот feelSpace belt надо с GPS скрещивать, индикаторов не надо, сразу знаешь куда бежать, еще голосом будет говорить расстояние до точки. Как раз вариант для водителя До кучи можно в городе навигации тренироваться, пока на работу ездишь...
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
Vital |
Отправлено: 13 Ноября, 2007 - 13:05:36
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:ну и в третих может серъезно пострадать способность ориентироваться в пространстве без этой фигни
Это да хотя на велосипеде я еще не разучился ездить, после того, как вожу машину каждый день
Я против вживления в меня чего-то электронного, но подсказчики типа тех, которые применяются в ВВС в той статье, очень даже полезны, хотя бы типа указателей налево-направо и указатель расстояния до точки.
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 14 Ноября, 2007 - 00:28:09
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:Это да хотя на велосипеде я еще не разучился ездить, после того, как вожу машину каждый день
Вот это да, интересно почему в случае велосипеда подобных эффектов не возникает... Там про этого товарища писали, что после снятия прибора у него возникло ощущение неупорядоченности окружающего мира... Хотя видимо просто "лишние" моторные навыки менее сбивают мозги с толка чем отуствие привычной сенсорной информации.
Vital пишет:Я против вживления в меня чего-то электронного,
Это пока не предлагалось. Хотя для нашего мозга в общем не представляет никакой разницы управляет он тем, что находится в пределах нашего тела или тем, что мы обычно привыкли считать внешним миром. Ему в общем абсолютно все равно, заставлять ходить тело на ногах или ездить на велосипеде, приниципы работы одни и те же.
Vital пишет: но подсказчики типа тех, которые применяются в ВВС в той статье, очень даже полезны, хотя бы типа указателей налево-направо и указатель расстояния до точки.
Ммм.. А это наверное действительно интересная мысль... Пара браслетов на правую и левую руку и вот тебе подсказка про лево и право... Надо бы еще ввести расстояние и угол. Можно попробовать вибрировать с какой-то частотой и задавать угол фазовым сдвигом между тем, что на правой руке и тем, что на левой, как это по идее делает наш слух (никогда не понимал, как человек определяет спереди источник звука или сзади - по идее информации хватает только чтобы выделить две возможных точки.. Может он это определяет не по слуху на самом деле?...). Расстояние можно представлять например частотой, что-нибудь в духе доплеровского эффекта - ближе - частота больше, дальше - ниже.
Можно кстати вместо браслетов транслировать звук на наушники или даже на автомобильные колонки. Возникает правда вопрос не задолбает ли оно и нормальный ли будет стереоэффект от колонок, если учитывать что они расположены несимметрично относительно людей.
Не, это я хочу однозначно попробовать, думаю количество дуратских вопросов штурману резко сократится, потому как когда едешь и не видно где оно то всегда хочется спрашивать.
Пошел изучать кидает ли GPS на ком-порт информацию о направлении и расстоянии до текущей путевой точки.
WBR,
Sergey.\n\n(Добавление)
_sergey_ пишет:
Пошел изучать кидает ли GPS на ком-порт информацию о направлении и расстоянии до текущей путевой точки.
Изучил. В NMEA (текстовый стнадартный протокол который поддерживают все) такие строчки есть и пишут что Garmin их поддерживает. Практически не проверялось в связи с удаленностью от приемника. В двоичном протоколе гармина к сожалению нету....
По ходу дела обратил внимание, что она выдает там азимут, который получается надо пересчитывать в направление от текущего направления движения... Соответственно получаем два неприятных эффекта: будет подвержено глюкам определения позиции (особенно сильно сказывается на ошибке определения текущего направления движения) и не будет работать когда стоишь на месте и крутишь башкой.... Чтобы было совсем хорошо надо добавлять магнитный компас однако.
WBR,
Sergey. |
|
|
Vital |
Отправлено: 14 Ноября, 2007 - 12:04:26
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:Хотя для нашего мозга в общем не представляет никакой разницы управляет он тем, что находится в пределах нашего тела или тем, что мы обычно привыкли считать внешним миром. Ему в общем абсолютно все равно, заставлять ходить тело на ногах или ездить на велосипеде, приниципы работы одни и те же.
Враки это все, только положение точки сборки определяет нашу интерпретацию поступающих извне сигналов
_sergey_ пишет:Можно кстати вместо браслетов транслировать звук на наушники или даже на автомобильные колонки. Возникает правда вопрос не задолбает ли оно и нормальный ли будет стереоэффект от колонок, если учитывать что они расположены несимметрично относительно людей.
Классная идея! Стереоэффект нормальный в машине, если делать хорошую амплитудно-фазовую модуляцию. Только для этого придется DSP ставить (или озадачивать этим полноценный бортовой комп), чтобы генерить эти бульки. Думаю, что красивый и приглушенный звук напрягать не будет, наборот, помогать сосредоточиться. Вспоминается датчик движения из Чужих
буль,
буль,
буль...
_sergey_ пишет:(никогда не понимал, как человек определяет спереди источник звука или сзади - по идее информации хватает только чтобы выделить две возможных точки.. Может он это определяет не по слуху на самом деле?...)
У нас голова автоматически поворачивается, чтобы определить конкретное направление, спереди или сзади идет звук
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 14 Ноября, 2007 - 21:34:12
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:Классная идея! Стереоэффект нормальный в машине, если делать хорошую амплитудно-фазовую модуляцию.
То есть ты думаешь что оно будет одинаково восприниматься и водителем и штурманом? Я думаю что придется регулировать в зависимости от положения головы слушающего и если водителю будет нормально, то штурману - нет. Там максимальная разница во времени прохождения сигнала должна быть равна времени прохождения расстояния между ушами... А в машине точность позиционирования головы гораздо ниже, у штурмана будет все наоборот по задержкам
Vital пишет:Только для этого придется DSP ставить (или озадачивать этим полноценный бортовой комп), чтобы генерить эти бульки.
Чего там ДСП'ять, я так понимаю что все что нужно это издать один и тот же бульк на два канала с задержкой равной sin(азимут)*(расстояние между ушами)/(скорость звука)... Мне кажется это не сложно.
Vital пишет: Думаю, что красивый и приглушенный звук напрягать не будет, наборот, помогать сосредоточиться. Вспоминается датчик движения из Чужих
буль,
буль,
буль...
А... Я-то думал, где я это слышал... Надо вспомнить, оно по приближению что у них делало, меняло интервал между бульками или частоту тоже?
_sergey_ пишет:У нас голова автоматически поворачивается, чтобы определить конкретное направление, спереди или сзади идет звук
Думаешь если головой не кртуить то спереди или сзади определить не сможем? Как бы не пришлось квадро звук делать
WBR,
Sergey. |
|
|
Vital |
Отправлено: 15 Ноября, 2007 - 11:02:57
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:То есть ты думаешь что оно будет одинаково восприниматься и водителем и штурманом?
Угу Приходи ко мне в машину, я чего-нибудь стереофоническое поставлю, несмотря на то, что колонки стоят у ног водителя/штурмана, стереоэффект есть. Конечно не такой, как на обычной акустике в комнате, это ближе к наушникам, когда голова находиться между излучателями.
В стерео, более важен сдвиг фаз между сигналами в каналах, чем его амплитуда.
_sergey_ пишет:Чего там ДСП'ять, я так понимаю что все что нужно это издать один и тот же бульк на два канала с задержкой равной sin(азимут)*(расстояние между ушами)/(скорость звука)... Мне кажется это не сложно.
Так это проще на DSP и сделать одна микросхема с жесткой прошивкой, на которую подаются координаты, она выдает два (четыре) канала звука, которые пойдут на кодек (на котором регулятор громкости и микшер дополнительных сигналов).
_sergey_ пишет:А... Я-то думал, где я это слышал... Надо вспомнить, оно по приближению что у них делало, меняло интервал между бульками или частоту тоже?
Приходи ко мне, у меня все 4 части есть, посмотрим :beer:
У них при приближении объектов уменьшался период между бульками. Можно еще частоту увеличивать.
_sergey_ пишет:Думаешь если головой не кртуить то спереди или сзади определить не сможем? Как бы не пришлось квадро звук делать
Не, не сможем, у нас уши в основном сдвиг фаз ловят. Помниться, читал я древнюю книжку про физику звука :umnik:
Квадро, это конечно, здорово Только ему отдельный усилитель придется ставить, обычные магнитолы только стерео умеют.
Вот понесло-то...
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 15 Ноября, 2007 - 16:12:00
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:_sergey_ пишет:То есть ты думаешь что оно будет одинаково восприниматься и водителем и штурманом?
Угу Приходи ко мне в машину, я чего-нибудь стереофоническое поставлю, несмотря на то, что колонки стоят у ног водителя/штурмана, стереоэффект есть. Конечно не такой, как на обычной акустике в комнате, это ближе к наушникам, когда голова находиться между излучателями.
Понятно, что стереоэффект будет, только будет он "направлен" не в то место, которое надо. Расстояние от колонки до головы в несколько раз больше, чем между ушами, поэтому фаза успеет пару раз сдвинутся на 2Pi пока дойдет до человека и что там у него будет восприниматься будет зависить не только от того, как был излучен сигнал, но и какая была задержка на распространение звука от обеих колонок. Можно настроить на водителя: на левой колонке надо вводить дополнительную задержку чтобы скомпенсировать меньшее время распростронения звука от колонки до головы по сравнению с правой. Но у штурмана тогда будет получаться неправильно, за исключением того случая, что там вдруг получится сдвиг ровно на целое число периодов.
Vital пишет:В стерео, более важен сдвиг фаз между сигналами в каналах, чем его амплитуда.
Про амплитуды я ничего и не говорю.
Vital пишет:_sergey_ пишет:бульк с задержкой sin(азимут)*(расстояние между ушами)/(скорость звука)
Так это проще на DSP и сделать
Я тебя умоляю, зачем тут массивно-парралельные вычисления... Синус посчитать по табличке и задержку выдержать можно на самом дохлом микроконтроллере который ты только найдешь, а дальше просто дергай ножками одинаковым макаром, и будет тебе и сдвиг по фазе и с амплитудой все хорошо.
Vital пишет:Не, не сможем, у нас уши в основном сдвиг фаз ловят. Помниться, читал я древнюю книжку про физику звука :umnik:
Вот и я думаю - не должны они определять это, явно определяется из дополнительной информации. А древние книжки про мозги читать не надо - там глупости пишут.
WBR,
Sergey. |
|
|
Vital |
Отправлено: 15 Ноября, 2007 - 18:09:14
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:Можно настроить на водителя: на левой колонке надо вводить дополнительную задержку чтобы скомпенсировать меньшее время распростронения звука от колонки до головы по сравнению с правой.
Есть у меня такая штука в магнитоле, подстройка стереобазы под водителя или пассажира. Включал, не особо что-то заметно хорошего эффекта. Все равно, настоящий стереоэффект в машине есть только посередине салона, т.к. колонки стоят на одной линии, что и уши, т.е. зона стереоэффекта минимальна.
Что-то мы совсем забыли про шлемы и гарнитуры в левом ухе Да еще двигатель и раздатку... Где там стерео?
_sergey_ пишет:Я тебя умоляю, зачем тут массивно-парралельные вычисления... Синус посчитать по табличке и задержку выдержать можно на самом дохлом микроконтроллере который ты только найдешь, а дальше просто дергай ножками одинаковым макаром, и будет тебе и сдвиг по фазе и с амплитудой все хорошо.
А кто тебе будет поток 16(или хотя бы 12) бит/44.1(22) кГц далать, да в два канала? 1.5 Мбит/с не всякий контроллер потянет Да на DSP гораздо проще, там программа маленькая будет, вопрос сопряжения нескольких микросхем.
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 16 Ноября, 2007 - 02:19:01
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:Есть у меня такая штука в магнитоле, подстройка стереобазы под водителя или пассажира. Включал, не особо что-то заметно хорошего эффекта.
Надо проверять на специальном звуке, думаю в стандартных записях не очень большое пространственное распределение источников.
У кого-нибудь есть совтина чтобы сгенерировать звук "пик" с разных сторон и записать на CD?
Vital пишет:Что-то мы совсем забыли про шлемы и гарнитуры в левом ухе Да еще двигатель и раздатку... Где там стерео?
Это тоже да... Можно гарнитуру со стереонаушниками и генерять в нее. Или вернутся к исходной идее с вибрационными датчиками на руках или еще каких частях тела (кстати на руле например).
Vital пишет:
А кто тебе будет поток 16(или хотя бы 12) бит/44.1(22) кГц далать, да в два канала? 1.5 Мбит/с не всякий контроллер потянет Да на DSP гораздо проще, там программа маленькая будет, вопрос сопряжения нескольких микросхем.
Зачем тебе 12 бит? Сдается мне что и одного хватит на самом деле... Мы же не планируем генерировать звуки в духе "Ау, это точка 25, я тут" синтезом речи... Пикнуло и достаточно. Потом, 44 кГц, процы с которыми я работаю работают до 8Mhz это 180 тактов процессора между изменением выхода - можно усчитаться синусов, косинусов и еще поспать половину времени. По факту на проце есть два таймера, которые могут работать генераторами произвольной частоты, так что задача сводится к тому, чтобы запустить их с точно подобранной задержкой и дальше впасть в спячку на все время пищания.
Даже если делать красивый звук все что нужно - брать следующее число из таблички и выпинывать его на выход...
P.S. Ты про вживление чипов спрашивал: http://www.wired.com/wired/archi....02/warwick.html
WBR,
Sergey. |
|
|
Vital |
Отправлено: 16 Ноября, 2007 - 11:20:11
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:У кого-нибудь есть совтина чтобы сгенерировать звук "пик" с разных сторон и записать на CD?
Есть Любой звуковой редактор такое умеет делать, могу заняться на досуге.
_sergey_ пишет:Зачем тебе 12 бит? Сдается мне что и одного хватит на самом деле...
Чтобы звук красивый был, не напрягал и не раздражал. Меньше 8 бит будет звучать как дешевая игрушка, идеальный вариант для нас - 16 бит/22.05кГц, конкретные значения будут зависить от применяемых кодеков.
Вариант реализации: генериться красивый звук в редакторе (или оцифровывается красивый колокольчик, берется звук из MIDI банка), записывается в таблицу, которую DSP будет обрабатывать со сдвигом фаз и амплитуды, раскладывая на два (мечтательно, четыре) канала, которые на кодеке преобразуются в аналог.
_sergey_ пишет:про вживление чипов
Чур меня, чур!
Еще допишу вчерашнюю идею по поводу гирлянды светодиодов, которые будут дублировать булькающий звук. Вдоль края лобового стекла раскладываются светодиоды, каждый на 20-30 градусов направления, в такт со звуком загорается светодиод заданного направления. По нижней кромке стекла раскладываются светодиоды, показывающие впред, по бокам - боковые направления, сверху стекла - назад.
Дополнительный режим - новогодняя гирлянда
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 28 Августа, 2008 - 00:23:44
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:Не, в наушниках ездить в машине - это не для нас Как на это дело шапку-шлем надевать?
Вообще все нормальные автоспортсмены ездят в наушниках. Динамики и микрофон интегрируются в шлем, шлем подключается к переговорному устройству. Можешь весь этот бардак пронаблюдать у Жени в его раллийном комплекте. Говорить без переговорки в раллийной машине видимо просто невозможно из-за шума.
Но меня чего-то эта идея не очень радует, хотя наверное при использовании радиосвязи это все равно правильный вариант...
Я почитал их описание, http://www2.razerzone.com/Megalo...mAudioEngine.zip
Весьма познавательно в плане того, как человек определяет направление на источник звука.... Напрашивается мысль что идея
Vital пишет:Проще по машине дешевых динамиков расставить.
действительно не так уж и плоха .
Единственно что с кучей динамиков будет делаться неправильная звуковая картина или для штурмана или для пилота. Интересно, могут ли эти их эффекты компенсировать эту проблему (то есть можно ли поставить 2 динамика с таким процессором чтобы всем людям в машине звук казался правильным)? Думаю что нет, наверное спереди-сзади оно работать будет, а вправо-влево будет все-таки неправильно.
Кстати, в такие наушники надо ставить гироскоп, чтобы они отслеживали куда пользователь головой вертит .
WBR,
Sergey.
(Добавление)
Кстати, есть еще одна вещь по поводу генерации звука. Обработка там попроще, зато эффект фундаментальнее получается: http://www.seeingwithsound.com/
Эти бы технологии объединить...
WBR,
Sergey. |
|
|
Vital |
Отправлено: 28 Августа, 2008 - 10:14:02
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 995
Дата рег-ции: Июль 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 6
Карма 12
|
_sergey_ пишет:Вообще все нормальные автоспортсмены ездят в наушниках.
Это да, если им кроме друг друга и командного инженера и техподдержки никого слушать не надо, особенно, если мотор ревет.
У нас же машины более тихие, и ездим по дорогам общего пользования, где кто-то может погудеть сзади или сбоку. Поэтому совсем уши закрывать может быть опасно. Плюс у нас в машине есть вторые (третьи) штурманы, с которыми надо общаться голосом
Да, vOICe штука прикольная, жаль не Open Source, хотя там эффект несколько другой, они дают развертку во времени слева направо видимой картины. А нам надо одну бульку правильно в квадропанораме поставить.
Кстати, видел на Чемпионате у людей привязанные к каскам DECT телефоны, говорят, есть трубки, которые могут работать adhoc, без базы. Это реально? Для внутримашинных переговоров самое оно, аккумуляторов, говорят, хватает надолго. Вполне бюджетный вариант на первое время. Жалко не сфоткал модель
----- Там, куда не ступала нога человека, проедет машина, ведомая тигром в глубокой тени древнего леса, за дивной мечтой, за синею птицей. |
|
|
_sergey_ |
Отправлено: 28 Августа, 2008 - 21:27:55
|
Инструктор
Покинул форум
Сообщений всего: 535
Дата рег-ции: Май 2007
Откуда: Тверь
Репутация: 5
Карма 2
|
Vital пишет:
У нас же машины более тихие, и ездим по дорогам общего пользования, где кто-то может погудеть сзади или сбоку. Поэтому совсем уши закрывать может быть опасно. Плюс у нас в машине есть вторые (третьи) штурманы, с которыми надо общаться голосом
Я примерно также и думаю. Но переговорки, причём радио, нужны всем штурманам.
Vital пишет:
Кстати, видел на Чемпионате у людей привязанные к каскам DECT телефоны, говорят, есть трубки, которые могут работать adhoc, без базы. Это реально? Для внутримашинных переговоров самое оно, аккумуляторов, говорят, хватает надолго. Вполне бюджетный вариант на первое время. Жалко не сфоткал модель
Я так понимаю что у них база в машине стоит. Тема обсуждалась некоторое время назад в конфе 4х4-offroad, включая модели телефонов. На самом деле есть DECT модули, из которых реально такие вещи сделать. Мне в этом плане также интересны модули ZigBee, так как оно вроде может подальше работать и более хитро конфигурироваться автоматом (типа любой узел может работать и ретранслятором), но там больше ковырять с обработкой звука - в DECT все готовое, только надо припаять динамик с микрофоном...
WBR,
Sergey. |
|
|
|